Влияние. Убеждение и участие, как перспективные формы влияния

Диапазон власти конкретного лица определяется его возможностями влиять на поведение, отношения и ощущения подчиненных. Следовательно понятие "власть" и "влияние" взаимозависимые. Но это не одно и то же. Руководитель может иметь власть, но не иметь влияния. И, напротив, сотрудник может не иметь власти, но имеет большое влияние на других работников. Что же такое способность влиять?

Умение влиять на подчиненных - это

искусство, какое присущее не каждому человеку. Инструменты влияния имеют большой диапазон, хотя по большей части они те же, что и у власти: страх, вознаграждение, харизма, традиции и вера в компетентность руководителя.

Однако, поскольку происходит постоянный рост квалификации работника и отрыв в интеллектуальном и профессиональном развитии руководителей и подчиненных сократился, становится все тяжелее реализовать власть, полагаясь на принуждение, вознаграждение, компетенцию или харизму. Сегодня актуальным является поиск новых источников влияния, которые способны побуждать подчиненных к активной деятельности. Самыми распространенными формами такого влияния являются убеждение и участие.

Убеждение. Базируется на умении руководителя эффективно передавать подчиненным свою точку зрения на способы решения любых проблем. Руководитель, который влияет путем убеждения, не указывает исполнителю, что следует сделать. Он доводит до сознания исполнителя что, сделав так, как этого хочет руководитель, исполнитель удовлетворит своего собственную потребность. В этом заключается сущность убеждения.

При этом руководитель допускает ситуации, при которых исполнитель владеет какой-то частью власти, которая уменьшает возможности руководителя действовать. Иначе говоря, руководитель признает своего независимость от исполнителя. На

Влияние - это целеустремленное действие на кого-либо, или причина поведения человека

пример, руководитель кооперативного предприятия, владея полномочиями для внедрения на предприятии новой организационной структуры, может ее внедрить, не советуясь с работниками предприятия. Вместе с тем, это мероприятие будет значительно эффективным, если руководитель выслушает мнение работников относительно этого. Достигая согласованности, руководитель имеет влияние на потребности исполнителя. Если исполнитель, в свою очередь, чувствует потребность в авторитете, сила влияния путем убеждений растет. Это происходит потому, что руководитель признал авторитет исполнителя, а исполнитель чувствует, что к нему переходит часть власти руководителя.

Убеждение - это одноразовый процесс, который необходимо каждый раз начинать снова и снова. Кроме того, это влияние достаточно медленного действия, и подчиненные, какие знают об этом пытаются его избегать. Вместе с тем, если человек убежден, то ее роботу уже не надо контролировать.

Эффективность влияния путем убеждения зависит от ряда факторов :

  • руководитель должен пользоваться доверием;
  • аргументация руководителя должна учитывать интеллектуальный уровень работников;
  • цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей работников.

Современная практика менеджмента предусматривает такие методы влияния на работников путем убеждения:

  • пытайтесь как можно точнее определить потребности работника и апеллировать к этим потребностям;
  • начинайте разговор из такой мысли, который обязательно его заинтересует;
  • постарайтесь создать образ, который вызывает большое доверие и ощущение надежности;
  • ведите разговор, исходя из интересов работника, а не своих собственных;
  • если высказывается несколько точек зрения, пытайтесь высказываться последним; аргументы, которые выслушаны последними, имеют наибольший шанс повлиять на работников.

Наибольшее преимущество использования убеждения заключается в том, что произведенную работу не надо проверять, поскольку она удовлетворяет личные потребности человека, на которого направленное убеждение. При этом недостатками являются: медленное действие убеждения; неопределенность результатов; сложность применения такого подхода.

Участие. Базируется на умении руководителя направлять усилие исполнителя, способствовать свободному обмену информацией и участвовать в принятии важных управленческих решений, участия в собственности и распределении прибылей. Влияние через участие в управлении эффективнее, чем из-за убеждения. В этой ситуации руководитель не делает никаких усилий, чтобы навязать исполнителю свою волю или мысль. Вместо того, чтобы убеждать исполнителя принять сформулированную цель, руководитель просто направляет его усилие и способствует свободному обмену информацией. Влияние имеет успех потому, что люди, вдохновении потребностями высокого уровня, работают старательнее всего для достижения той цели, которая была сформулирована за их участием.

Однако, работники, которые не любят неясность, отказываются от этого влияния, а руководители не всегда готовы отказаться от своих традиционных методов влияния. Эти недостатки в определенной степени ограничивают применение влияния через привлечение к управлению.

Рассмотренные инструменты влияния руководитель использует апеллируя к потребностям работников. Но даже тот руководитель, который хорошо владеет всеми методами, должен помнить, что недостаточно иметь власть: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе.

Понимание власти и влияния тесно связано с лидерством.