Виды организационных культур

Культура пронизывает процесс управления от начала до конца и играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятия и интерпретацию вербальной и особенно невербальной информации.

На любом предприятии культура занимает важное место и выполняет ряд необходимых функций.

1. Охранительная функция заключается в создании барьера, который отгораживает организацию от нежелательного внешнего влияния. Она реализуется через разные запрещения, "табу", которые ограничивают нормы.

2. Интегрирующая функция формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление посторонних лиц присоединиться к ней. Это облегчает решение кадровых проблем.

3. Регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организаций, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, который является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.

4. Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников. Участвуя в общих мероприятиях, придерживаясь одинаковых способов поведения и тому подобное, люди легче находят контакт друг с другом.

5. Ориентировочная функция направляет деятельность организации и ее членов в необходимое русло.

6. Мотивационная функция создает для этого необходимые стимулы.

7. Функция формирования имиджа организации, то есть ее виденье в глазах окружающих. Это виденье является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в какое-то неуловимое целое, которое оказывает, однако, огромное влияние как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.

Деятельность человека сосредоточена на производстве материальных благ и создании духовных ценностей, в связи в теории менеджмента можно встретить разграничение организационной культуры на материальную и духовную [13].

К материальной культуре принадлежат средства производства и предметы труда, которые используют в сфере общественного производства. Уровень и особенности ее развития связаны с развитием производственных сил и предопределены производственными отношениями в обществе. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человека природой.

К духовной культуре принадлежат состояние образования и науки, уровень образованности населения, состояние медицинского обслуживания, искусство, моральные нормы поведения людей в обществе, уровень развития духовных потребностей и интересов людей.

Таким образом, культура охватывает все достижения человека в процессе ее развития в сфере материального производства и в духовной жизни. Она чрезвычайно динамическая, поскольку любое поколение может развиваться лишь на основе творческого осмысления и развития культурных приобретений предыдущих поколений. Именно благодаря наследованию, развитию и обогащению их происходит воссоздание и усовершенствование общества. Приобретение культуры общества непосредственно или опосредствовано используются во всех сферах человеческого бытия, в том числе в менеджменте.Ввиду того, что бизнес выходит за рамки национального рынка и добывает глобальный характер, в центре внимания теории и практики менеджмента находится поиск такого типа поведения предприятия, какой бы был эффективным независимо от места его расположения, или же поведение предприятия могло бы изменяться адаптируясь к стране пребывания.

Анализ влияния национальных культур на эффективность деятельности осуществил голландский ученый Г. Хофстеде. Определив культуру как коллективное программирование человеческого сознания, которое формирует реакцию работников на события, которые происходят на рабочем месте, он провел исследование 116 тыс. работников компании IBM в 40 странах мира. В итоге ему удалось выделить четыре основных характеристики систем ценностей национальных культур, которые влияют на взаимоотношения как между предприятиями, так и между сотрудниками [12].

1. Дистанция власти. Большая дистанция власти значит, что члены общества воспринимают неравенство властных полномочий разных государственных институтов и людей как должное. Незначительная дистанция власти значит, что члены общества настроены на равенство в полномочиях. К странам с большой дистанцией власти относятся Бельгия, Франция, Аргентина, Бразилия, Испания, Панама, Филиппины и Малайзия, а к странам с наименьшей или незначительной дистанцией власти - Швеция, Великобритания, Германия, Дания, Австрия и Израиль.

2. Непринятие неопределенности. Высокая степень непринятия неопределенности значит, что члены общества в условиях неоднозначности и двусмысленности чувствуют дискомфорт, тревогу, неуверенность, а следовательно, стремятся к определенности и стабильности. Низкая степень непринятия неопределенности свидетельствует о том, что члены общества терпимо относятся к непредсказуемости, неясности и отсутствию стойких структур. Высокая степень нетерпимости характерна для стран Латинской Америки, Испании, Португалии, Италии, Греции, США, Великобритании, Канады, Австралии, азиатских стран, низкая - для Сингапура, Ямайки, средняя терпимость (толерантность) - для Германии.

3. Индивидуализм и коллективизм. Индивидуализм значит что в обществе ценится свободная социальная структура, в которой каждый человек должен заботиться о себе сама. Коллективизм, напротив, свидетельствует о преимуществе стойкой социальной структуры, члены которого контролируют друг друга, а предприятие защищает интересы своих членов. Индивидуалистские ценности свойственны такими страны, как США, Канада, Великобритания, Австралия. Коллективизм характерен для Гватемалы, Эквадора, Панамы. Слабо развит он в Латинской Америке и Азии, умеренно - в Германии, Нидерландах, Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии.

4. Мужество/женственность. Мужество означает стремление членов общества к достижениям, героизму, уверенности в себе. На первый план у них обычно поставлены высокие результаты труда и материальный успех.Женственность (феминизм) отображает высокую ценность стойких человеческих взаимоотношений, совместной работы, группового принятия решений, качества жизни. Общества с высоким уровнем мужества - Япония, Австрия, Мексика, Германия, Италия, США. Женственные ценности свойственны для Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландов и бывшей Югославии.

Исходя из результатов описанного исследования, возникает вопрос: какие ценности характерны для Украины?

Считается, что для Украины характерная значительная дистанция власти, высокая степень непринятия неопределенности, коллективизм, средняя степень мужества и женственности одновременно.

Расхождения в культуре предприятий влияют на степень их интеграции и дифференциации, которая приводит до формирования четырех основных типов предприятий со свойственной им особенной культурой [6].

Монопольный тип (культура власти). Подавляющее влияние имеет один человек. Характерная атмосфера конкуренции. Каждый подчиненный имеет прямую связь только с руководителем. Функциональные связи формируются в форме "звезды", поскольку вся власть, принятие решений и контроль осуществляются через руководителя.

Бюрократический тип (культура роли). Для выполнения волевых функций постоянно проводится учеба. Иерархия и статус четко определены, отношения устанавливаются правилами и инструкциями. Формируется классическая линейно-функциональная организационная структура. Контакты с подчиненными удовлетворительны, но обмен информацией между подразделениями затруднен.

Матричный тип (культура заданий). Стабильный состав служащих и рабочих. Быстрое перемещение персонала из одного проекта на другой. Гибкость, умение адаптироваться и быстро реагировать. Свобода действий, инициативность, новаторство и творчество. Сотрудничество на высоком уровне между разными подразделениями стимулируют разносторонние связи. Организационная структура похожа на матрицу, в которой функциональные подразделения образуют одну ось, а проектные - другую.

Индивидуальный тип (культура личности). Слабый контроль из центра, высокая оценка действий каждого служащего. Установление норм выработки, выходя из профессиональной квалификации. Наличие небольшого числа формальностей, очень слабое взаимодействие между отдельными служащими.