Социально-культурные услуги

Социально-культурная сфера охватывает совокупность отраслей предприятий, которые производят и реализуют товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека. Деятельность организаций этой сферы имеет смысловой (социокультурный) и экономический аспекты.

Смысловой (социокультурный) аспект деятельности организаций социокультурной сферы заключается в сохранении, производстве, распространении, усвоении культурных ценностей, в процессе которого изменяются отношения между людьми. Этот аспект предусматривает наличие у отдельных групп населения и лиц конкретных культурных потребностей, а у предприятий социокультурной сферы возможностей для их удовольствия.

Экономический аспект деятельности организаций социокультурной сферы предусматривает определенный их организационно-правовой статус, наличие материально-технической базы, источников финансирования, механизмов планирования, ценообразования и тому подобное.

Организации социокультурной сферы сосредоточиваются на предоставлении (рис. 2.1) социальных (образование, научное обслуживание, здравоохранение, санаторно-курортные и оздоровительные услуги, физическая культура и спорт, туризм) услуг, а также услуг в сфере культуры (культура и искусство).

В сфере социально-культурных услуг (здравоохранение, образование) значительную часть занимают безоплатные услуги, что в определенной степени тормозит действие рыночных механизмов. Однако вопросы организации торговли социально-культурными услугами приобретают все большую актуальность с обострением конкуренции, увеличением расходов, снижением уровня рентабельности и прибыльности предприятий, ухудшением качества услуг.

Главная цель предоставления социально-культурных услуг заключается в удовлетворении потребностей потребителей и получении определенной выгоды субъектами, которые их продуцируют. Основными элементами успешной реализации социально-культурных услуг является эффективная система продвижения их на рынок, оптимальная ценовая политика.

Весомое место в сфере социально-культурных услуг занимает туризм, который является одной из самых динамических форм международной торговли услугами, а во многих государствах - основным источником денежных поступлений.

Туристические услуги - услуги субъектов туристической деятельности относительно размещения, питания, транспортного, информационно-рекламного обслуживания, а также услуги заведений культуры, спорта, быта, развлечений направлены на удовлетворение потребностей туристов.Туристические услуги наделены специфическими социальнооздоровительными особенностями, благодаря этому они сочетают в себе экономические, социальные, гуманитарные, воспитательные и эстетические качества. По назначению их разделяют на:

  • основные, что регламентируются договором туристического обслуживания и путевкой : транспортировки размещения, питания туристов, экскурсионные услуги;
  • дополнительные, что зависят от развития инфраструктуры туризма : физкультурно-оздоровительные, медицинские услуги, культурно-зрелищные мероприятия, дополнительные экскурсии;
  • сопутствующие, что способствуют повышению качества обслуживания туристов : обеспечение сувенирной продукцией; торговое, валютно-кредитное, информационное обслуживание; услуги специальных видов связи.

Туристу могут предоставить четко определенные виды услуг на его выбор или полный их комплекс. Полный комплекс услуг предоставляется методом продажи так называемых эксклюзивных туров. их структура в определенной степени зависит от страны, туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества услуги, которая предоставляется.