Ответственность в менеджменте

Существуют два разных взгляда на то, как стоит вести себя предприятиям по отношению к обществу, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одному из них, предприятие является социально ответственным, когда максимально увеличивает прибыль, не в нарушение законов и норм государственной регуляции. С этих позиций предприятие должно проникаться исключительно экономическими целями. В соответствии с другим взглядом, предприятие в добавление к ответственности экономического характера обязано учитывать социальные аспекты влияния своей деловой активности на работников, потребителей и местных общин, а также вносить определен позитивный взнос в решение социальных проблем в целом. Сторонники этой точки зрения считают, что общественность ожидает от современных предприятий не только демонстрации высоких экономических результатов, но и существенных достижений относительно социальных целей общества.

Противоположные за своим характером заключения относительно того, что стоит понимать под концепцией социальной ответственности, порожденные спорами относительно целей современных предприятий. С одной стороны, есть люди, которые рассматривают предприятие как экономическую целостность, обязанную заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Таким образом, предприятие выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждение для акционеров.

За этой точкой зрения, которую активно поддерживал лауреат Нобелевской премии Мільтоном Фрідменом, единственная миссия предпринимательской деятельности заключается в максимизации прибылей, путем эффективного использования его энергии и ресурсов, при условии соблюдения законодательных норм и рыночных принципов.

С другой стороны, существует мысль, в соответствии с которой предприятие, - это что-то больше, чем экономическая целостность. За этой точкой зрения современная организация является сложной частью среды, которая включает огромное количество составляющих, от которых зависит ее непосредственное существование. К этим составляющим относятся местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и владельцы предприятий. Это многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение организационных целей, потому предприятиям придется уравновешивать личные экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.При таком подходе, предпринимательские структуры несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, не только обеспечением эффективности, занятости, прибылями и соблюдением законов. Предприятия должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Организации обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сформировались определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным членом общества. Это обусловлено общественными ожиданиями, которые сводится к тому, что предприятия должны ответственно действовать в таких сферах, как защита окружающей среды, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и тому подобное. Аргументы в пользу социальной ответственности:

1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, которые улучшают жизнь местного общества или устраняют необходимость государственной регуляции, могут быть выгодными для предприятий через народное признание и уважение. В более благополучном обществе и условия для бизнеса лучше. Кроме того, даже если краткосрочные расходы в связи с социальной деятельностью высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного содружества формируется расположение к предприятию.

2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились из 60-х гг. XX ст. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальными возможностями предприятий, их участие в решении социальных проблем становится и ожидаемой и необходимой.

3. Наличие ресурсов для предоставления помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес имеет в своем распоряжении значительные человеческие и финансовые ресурсы, ему стоило бы передавать определенную их часть на социальные потребности.

4. Моральное обязательство быть социально ответственными. Предприятие является членом общества, потому нормы морали также должны руководить его поведением. Предприятие должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны выходить за свои пределы, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.