Иерархия в организации

Иерархия означает размещение частей целого от более высокого к низовому, а для организации - это просто структура власти, или подчиненности.

Уровень управления - и часть организации, в пределах которой и относительно которой может приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с высшими или низовыми частями. Количество уровней управления определяет "етажність организации". С учетом функциональных служб, которые реализуют линейные связи, количество уровней современных сервисных организаций может достигать девяти.

В практике управления предприятиями сервиса используют две системы распределения прав и ответственности или полномочий по уровням иерархии (рис. 8.9). Первая система - "елка". Сущность ее заключается в том, что работник получает указания только от одного руководителя и права и ответственность этого руководителя частично перекрывают права и ответственность подчиненного. Преимущества: высокая точность фиксации прав и ответственности, легко найти ответственного за неудачу в организации. Недостатки: ослабляются функциональные права.

Вторая система - "матрешка". Права и ответственность высшего руководства полностью перекрывают права и ответственность подчиненного.