Бытовые услуги

Бытовые услуги - вид деятельности субъектов предпринимательской деятельности относительно удовлетворения конкретной бытовой потребности индивидуального заказчика.

Бытовое обслуживание населения - организованная деятельность субъектов предпринимательской деятельности, связанная с предоставлением бытовых услуг. Бытовые услуги классифицируются по таким признакам:

а) за видами работ : ремонт обуви; индивидуальный пошив обуви, одежды и др.; ремонт бытовых машин и приборов; ремонт и техническое обслуживание транспортных средств; химическая чистка и окрашивание; услуги прачечных; ремонт и строительство жилья; услуги фото- и фотокінолабораторій; услуги бань и душа; услуги парикмахерских; услуги прокатных пунктов; перевозка грузов для населения; ритуальные услуги и тому подобное;

б) за принадлежностью субъектов бизнеса в сфере услуг к отраслям народного хозяйства :

  • что предоставляются силами работников предприятий бытового обслуживания (услуги прокатных пунктов, парикмахерских, прачечных и тому подобное)
  • что предоставляются с привлечением работников других отраслей народного хозяйства (транспортных организаций, банков и др.);

в) за степенью значимости в технологии предоставления (реализации);

  • ￳в'язані бытовые услуги - услуги, которые непосредственно касаются деятельности предприятия бытового обслуживания. К этой группе принадлежат использования помещений для предоставления (реализации) услуг, их производственная и пропускная способность, перечень бытовых услуг, уровень сервисного обслуживания, информация о бытовых услугах, режиме работы предприятия бытового обслуживания. Без этого невозможно организовать технологию предоставления (реализации) услуг. Доступные они всем потребителям. Существенным их признаком является то, что потребитель не может выбирать ￳в'язані услугу, однако он может отказаться от получения их на одном предприятии бытового обслуживания и употребить в другом, с другим составом, количеством и качеством;- частично ￳в'язані бытовые услуги - услуги, непосредственно не связанные с предоставлением основной бытовой услуги. Потребитель может воспользоваться ими преимущественно за дополнительную плату или отказаться от них. Такими услугами могут быть специальная упаковка отремонтированных бытовых приборов, компьютерный подбор формы прически во время получения услуг парикмахерских и тому подобное. Одним из способов превращения частично ￳в'язаних услуг на ￳в'язані есть распределение предприятий бытового обслуживания на категории, которые отличаются уровнем сервисного обслуживания;
  • основные бытовые услуги - услуги, которые потребитель заказывает и покупает на предприятии бытового обслуживания в соответствии с устным или письменным соглашением (ремонт и индивидуальный пошив обуви, ремонт и индивидуальный пошив одежды, индивидуальный пошив и в'язання трикотажных изделий);
  • свободные бытовые услуги - непосредственно не связанные с покупкой-продажей их основного вида. Такие услуги можно получить отдельно от основной бытовой услуги. К ним относят, например, доставку предприятиями бытового обслуживания отремонтированной или изготовленной мебели; посещение кафетериев, которые функционируют на предприятии бытового обслуживания, во время ожидания выполнения заказов и тому подобное. Свободные услуги преимущественно плате;

г) по социально-экономическим признакам:

  • услуги, которые экономят расходы труда и времени (например, доставка отремонтированных бытовых машин по указанному адресу, услуги прачечных);
  • услуги, которые экономят средства потребителей (в частности, ремонт обуви; ремонт швейных, пушных и трикотажных изделий);
  • услуги, которые влияют на экономические показатели предприятия бытового обслуживания (например, индивидуальный пошив обуви и одежды);

г) по вещественному содержанию:

  • материальные (ремонт и строительство жилья, ремонт изделий);
  • нематериальные (консультации относительно компьютерного подбора прически во время получения услуг парикмахерских; услуги, связанные с уходом за телом; информирование потребителей о возможных бытовых услугах);

д) за характером расходов труда :

  • услуги, которые нуждаются для их предоставления (реализации) в высококвалифицированном труде, специальных навыках и подготовке (ремонт аудіо-, ві-део-, телеаппаратуры);
  • услуги, которые не нуждаются для их предоставления (продаже) в высококвалифицированном труде (услуги прачечных, прокатных пунктов);

е) за местом предоставления :

  • услуги, которые предоставляются (реализуются) непосредственно на предприятиях бытового обслуживания (химчистка и окрашивание; индивидуальный пошив и в'язання трикотажных изделий);
  • услуги, которые предоставляются (реализуются) за пределами предприятия бытового обслуживания (разновидности ритуальных услуг; перевозка грузов для населения; разновидности услуг прокатных пунктов и тому подобное);

є) за сроками выполнения :

  • срочные услуги - услуги, которые выполняются преимущественно в присутствии потребителя (химическая чистка одежды; услуги парикмахерских, бань, саун);
  • бытовые услуги с регламентированным сроком выполнения - услуги, которые предоставляются в согласованное клиентом время (ремонт и изготовление металлоизделий, ремонт и строительство жилья);

ж) за частотой предоставления :

  • систематические услуги - услуги, которые имеют массовый характер (услуги парикмахерских, ремонт обуви);
  • периодические услуги - услуги, которые предоставляются (реализуются) в отдельные периоды года или в отдельные дни и не охватывают большого количества потребителей (ремонтные услуги);
  • эпизодические услуги - услуги, которые предоставляются и реализуются в отдельных случаях по просьбе потребителей (индивидуальный пошив обуви, одежды).

Каждая из указанных групп бытовых услуг, охватывая определенную совокупность конкретных разновидностей услуг, имеет комплексный характер. Учитывая специфические отличия видов и разновидностей бытовых услуг, необходим индивидуальный подход к определению их себестоимости и цены реализации, а также технологии их предоставления.